Фонематический слух

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки), из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – основа  правильной речи.

 

Если шестилетний ребенок неправильно произносит

звуки речи, смешивает их на слух и в произношении, то связь, возникающая, в его сознании между звуком и буквой – недостаточно четкая и однозначная.

Причиной недостаточности  умения различать на слух звуки  может выступать отсутствие необходимого опыта по наблюдению и выделению фонематических явлений. Это   в дальнейшем приводит к проблемам в школе,  т. е. ребёнок переносит  устные  ошибки  на письмо,

для него деятельности, либо занимается ею со страхом и неудовольствием.

Чаще  всего становится отстающим в классе, это неблагоприятно сказывается на его психике.

Чтобы это  предотвратить,  надо   уже   с  дошкольного  возраста  развивать фонематический слух, восприятие, представления.

Для начала потренируйтесь с ребёнком выделять и называть   неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных     инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков.

Многие дети не различают именно речевые звуки.

Ребёнок должен различать такие понятия как гласные, согласные (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые) звуки, звуки близкие по звучанию [с] - [ш], [з] - [ж], [с] -[з], [ш] -[ж].

  Взрослым необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию данных процессов, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Ряд заданий представлен для вашего обозрения.

 

 

 

Игры на развитие    фонематического слуха:

 

*                  «Придумай слово со звуком…» (например, Ш);

*                  «Повтори слоговые ряды» (например, са-са-са; са-ша-са и др);

*                  «Определи в слове первый,   последний звук в слове»;

*                   «Поймай звук» (хлопни в ладоши, если услышишь слово с  заданным  звуком);

*                   «Какой звук есть во всех словах?»  (например, шуба, кошка, мышь);

*                  «Шутки – минутки» (вы читаете детям строчки,

из стихотворений заменяя буквы в словах,

например,  Кот плывет по океану,

                  кит из блюдца ест сметану);

*                  «Раздели картинки» себе возьми в

названии которых есть звук [р], а мне отдай

со звуком [л] – рука, ложка, радуга, лавка,

булавка;

*                  «Придумай слово» (нужно подобрать

к какому-нибудь слову  слова, которые

звучат похоже: мышка— мишка, крышка, шишка,

пышка, фишка;  коза—коса, оса, лиса и т. д.);

*                  «Чем отличаются слова» (например 

Маша — каша (Маша – девочка, каша – еда),

коса – коза (коса – орудие труда, которой

косят траву или коса  у девочки, а коза –

 животное), бочка – почка, удочка – уточка,  

 шар – шарф и т. д.);