Фонематический слух
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки), из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.
Фонематический слух – основа правильной речи.
Если шестилетний ребенок неправильно произносит
звуки речи, смешивает их на слух и в произношении, то связь, возникающая, в его сознании между звуком и буквой – недостаточно четкая и однозначная.
Причиной недостаточности умения различать на слух звуки может выступать отсутствие необходимого опыта по наблюдению и выделению фонематических явлений. Это в дальнейшем приводит к проблемам в школе, т. е. ребёнок переносит устные ошибки на письмо,
для него деятельности, либо занимается ею со страхом и неудовольствием.
Чаще всего становится отстающим в классе, это неблагоприятно сказывается на его психике.
Чтобы это предотвратить, надо уже с дошкольного возраста развивать фонематический слух, восприятие, представления.
Для начала потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков.
Многие дети не различают именно речевые звуки.
Ребёнок должен различать такие понятия как гласные, согласные (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые) звуки, звуки близкие по звучанию [с] - [ш], [з] - [ж], [с] -[з], [ш] -[ж].
Взрослым необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию данных процессов, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Ряд заданий представлен для вашего обозрения.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Придумай слово со звуком…» (например, Ш);
«Повтори слоговые ряды» (например, са-са-са; са-ша-са и др);
«Определи в слове первый, последний звук в слове»;
«Поймай звук» (хлопни в ладоши, если услышишь слово с заданным звуком);
«Какой звук есть во всех словах?» (например, шуба, кошка, мышь);
«Шутки – минутки» (вы читаете детям строчки,
из стихотворений заменяя буквы в словах,
например, Кот плывет по океану,
кит из блюдца ест сметану);
«Раздели картинки» себе возьми в
названии которых есть звук [р], а мне отдай
со звуком [л] – рука, ложка, радуга, лавка,
булавка;
«Придумай слово» (нужно подобрать
к какому-нибудь слову слова, которые
звучат похоже: мышка— мишка, крышка, шишка,
пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.);
«Чем отличаются слова» (например
Маша — каша (Маша – девочка, каша – еда),
коса – коза (коса – орудие труда, которой
косят траву или коса у девочки, а коза –
животное), бочка – почка, удочка – уточка,
шар – шарф и т. д.);