Артикуляционная гимнастика

               Артикуляционная гимнастика для малышей

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

                 

№1.    УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   ОРГАНОВ   АРТИКУЛЯЦИИ

  1. Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства — указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы).
  2. Вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты (аналогич­но упр.1  или прикусить конфету «чупа-чупс»).
  3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий, на нижней губе (счёт до 10).
  6. Язык узкий,  напряжённый, высунут вперёд.
  7. Чередование широкого и узкого языка.
  8. Движение языка вправо-влево.
  9. Движение языка вверх-вниз (снаружи,  внутри).

 

№2.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ   СВИСТЯЩИХ.

Для развития силы и направленности воздушной струи:

а)      Набрать воздух,  с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б)       Высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки.  Губы слегка округлены, но не напряженны, зубы разомкнуты. С  си­лой выдувать воздух. Контроль  —  ладонь, ватка;

в)      То же, но без спички;

г)       Упражнение  «Загони мяч в ворота» — плавно, длительно, не­прерывно дуть вперёд.

Упражнение для губ: «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счёт 3-4, не

напряга­ясь.

Упражнения для языка:

а)      «Сделай язык широким» — положить язык на нижнюю губу.   Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслаб­ленном состоянии

б)       «Наказать непослушный язычок» — скажи: па-па-па, пя-пя-пя   (губами шлёпать по языку).   Цель:  расслабление мышц языка;

в)      «Покусаем язычок» — от кончика языка до середины покусы­ваем выдвигаемый вперёд язык.    Цель:  расслабление мышц языка.

г) «Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за ниж­ними резцами;

д)      «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика язы­ка за нижними резцами;

е)       Язык «желобком» — дуть воздух по языку в бутылочку (буты­лочку приложив к подбородку, край её горлышка у нижней губы). «Ветерок шумит,  пузырёк гудит»;

ж)      Язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку,
чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем
упражнении;

          з)      «Киска» — выгибание и продвижение вперёд спинки языка,
кончик языка прижимается к нижним зубам.

 

 

№3.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ         ДЛЯ      ШИПЯЩИХ.

1. Для развития силы и направления воздушной струи:

округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой выдыхать воз­дух.

2. Упражнения для губ:  сомкнуть зубы,  губы округлены и вытянуты вперёд («О»).

3. Упражнения для языка:

а)        «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким»,
«Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.

б)        «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье»,  «Гармошка», «Кто дальше загонит мяч?».  Цель: выработать подъём  языка вверх,  растягивать подъязычную связку.

в)        «Лопатка» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх  и опустить.

«Чашечка» — снаружи, в полости рта. Цель: выработать  подъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и  направлять воздушную струю посередине рта.

 

 

№4.     АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ   ЗВУКА    [Л].

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

     а)  «Сдуй ватку ». Цель: выработка направленной воздушной струи;

     б)   «Пропеллер» — губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

     в)   «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.

2.Упражнения для губ:

а)  широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы откры­ты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт 3, 5, 10. Закрыть рот;

б)  «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы;

в)  произносить «ы-а» — оскал — широко открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу;

      г)   Облизать языком зубы спереди, сзади,  губы в улыбке.

3.   Упражнения для языка:

а)  «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье». Цель: подъём кончика языка кверху;

      б)  «Пароход»  — язык между зубами, произносить «ыыы»;

     в)  «Индюк»,  «Болтушка»,  «Качели»,  «Приклей конфетку»;

     г)  пощёлкать кончиком языка, пощёлкать кончиком языка без­звучно;

д) «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъём задней части языка вверх;

е)  «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, оттягивает его в  глубь рта. Упражнение вначале выполняется беззвучно,  затем с голосом.

 

№5.   АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ   ЗВУКА [Р].                                                             

1.      Для развития силы и напряжения воздушной струи:

а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное  тттппррр);

б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, под­ставляя  пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или бумага отклоняется в сторону;

в)  «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на кончик языка — сдувать бумажку с языка);

     г)  «Кто дальше загонит мяч?»

2.        Упражнения для губ:

а) «Кучер»  — останови лошадку губами;

б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).

З.Упражнения для языка:

а) сделай язык широким «наказать непослушный язык»;

б) «Вкусное варенье»,  «Маляр» (широкий язык).

г) язык широко распластать и просунуть его между зубами, силь­но выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать  язык.  Язык  и  губы  при      этом  не напряжены. Контроль — ладонь руки— резкая холодная струя

д) «Цоканье»  прищелкивание языком с переменным темпом;

е) поднять язык к небу до предела, растянув уздечку. Расстояние  между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна.

ж)  «Почистим зубки».

з)   «Барабанщики» (песенка на дддддддд).