Дифференциация звуков

Тема: Дифференциация звуков [П],  [Б]. Профессии. 

Цель: Закрепление  навыка  различения звуков [П],  [Б]   изолированно, в слогах,  словах и предложениях.

Тема:   Дифференциация звуков   [П],  [Б]   в  слогах, словах, фразах.  Профессии.

Задачи: 1. Коррекционно - образовательные:

- обобщить знания детей о профессиях;

- закрепить понятие о механизме образования звука ( П , Б);

- упражнять в умении различать звуки  [П],  [Б] на  слух изолированно и в слогах;

-  закрепить умение определять место звука в слове;

- продолжать учить составлять сложно  - подчиненные предложения;

- закрепить связь между звуком и буквой;

- упражнять в чтении слогов и слов.

2. Коррекционно - развивающие:

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- развивать фонематический  слух;

- развивать слуховую память;

- развивать мыслительные процессы (анализ, сравнение).

3. Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать усидчивость,  самоконтроль за собственной речью, желание активно работать.

Интеграция  образовательных  областей: коммуникация, социализация, физическая культура,  чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование:  Звуковые  пеналы, полоски с тремя квадратами, тарелки с манкой, коробки с болтами,   предметные картинки, на звуки  [П],  [Б], слайды.

Ход:

 

  1. Организационный  момент.

-   Мы снова с вами встретились и   нам уже пора  подружиться.

«С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем  восхищаться,

-  Молодцы!  Все наши эмоции идут от сердца.

- Ребята, найдите свое сердце, прижмите обе руки к груди и прислушайтесь, как оно стучит: тук – тук,…  Представьте, что в груди вместо сердца маленький кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем немного света нашим гостям.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко, солнышко.

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко.

Разбросай колечки

Мы колечки соберем,

Золоченые завьем.

На носочки встанем

И гостям подарим.

 

  1. Загадки.

Логопед: - А сейчас для вас, ребята

                  Загадаю я загадки.

                  Правильные отгадки покажет вам,

                  Наш волшебный экран.

                                  Слушайте внимательно,

                                  Думайте старательно.

СЛАЙДЫ

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

 

С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт ...(Почтальон.)

 

У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски, а  гребень и ножницы.

Она обладает  таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивый.                (Парикмахер.)

 

Скажите, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды?                            (повар)

 

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер.)

 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

 

    Пачку, пуанты надела Марина,

    На сцену впорхнула, она - ...(Балерина.)

 

СЛАЙД

- Загадки отгадали, а теперь подумайте, как назвать одним словом все наши отгадки (ПРОФЕССИИ).

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

 

3.                     Сообщение цели.

- Ребята, послушайте,  в словах  продавец,   повар,   почтальон, парикмахер какой первый звук? (П).

- В словах бухгалтер, балерина? (Б).

- Вы, наверное, догадались,  с какими звуками мы сегодня будем работать?

- Да, сегодня мы  будем работать с твердыми звуками П и Б, различать их, находить сходство.

 

4.                     Сравнение характеристик  звуков  П и Б.

 -  П и Б -  это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно.

- Давайте сравним произношение  звуков.

- Произнесите звук П. 

Воздух в носик надувайся

П сквозь зубы прорывайся.

- Как мы произносили звук П?              

(ГУБЫ СОМКНУТЫ, ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ БЫСТРО

РАЗРЫВАЕТ СОМКНУТЫЕ ГУБЫ)

- Значит звук П какой?             (СОГЛАСНЫЙ)

- Приставим к горлу ладонь и произнесем звук П.

- Что происходит с горлышком, дрожит? (НЕТ).

- Значит какой звук П? (ГЛУХОЙ).

 

- Произнесите звук Б. 

Б легко произнеси,

 Голосок подключи.

- Как мы произносили звук Б?                 (ГУБЫ СОМКНУТЫ, ВОЗДУШНАЯ

СТРУЯ БЫСТРО РАЗРЫВАЕТ СОМКНУТЫЕ ГУБЫ)

- Значит звук Б какой?             ( ТО ЖЕ СОГЛАСНЫЙ)

- А когда  произносим  звук Б? (ГОРЛЫШКО ДРОЖИТ).

- Значит,  какой звук Б? (ЗВОНКИЙ).

- Ребята,  звуки П и Б какие звуки?

 (СОГЛАСНЫЕ, ЗВУК П - ГЛУХОЙ, ЗВУК Б –ЗВОНКИЙ)

 

5.                      Игра «Определи звук».

- Давайте пройдем за столы и поиграем в игру.

На экран посмотри.

Звук по схеме определи.

Если звуковичок звучит,

Значит,  звонкий звук звучит. Б-Б-Б

Если молчит звуковичок наш,

Звук глухой говорим сейчас. П-П-П

СЛАЙД

 

6. Игра « Глазки спят -  ушки слушают».

БА - ПА

БУ – ПУ - ПУ

ПО – БО - ПО

ПЫ – ПЫ – БЫ - БЫ

 

    7.  Определи место звука в слове.

- Звуки «Б» «П» любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова.

- Синюю фишку возьмите.   Место звука в слове определите.

 КЛУБНИКА, БУСЫ.

ПАУК,   СЕРП, ЛАПКА.

- Почему, ребята мы взяли синею фишку?

(ПОТОМУ ЧТО ЭТИ ЗВУКИ ТВЕРДЫЕ)

 

    8. Игра «Подари подарки Поле и Боре». СЛАЙД

- Посмотрите на экран. Это Боря, это Поля. Мы сейчас будем дарить им картинки. Поле – картинку со звуком …..(П). Боре картинку со звуком ….Б.

Я подарки положила

В разноцветный сундучок.

Вы картинки берите,

Подходите и дарите.

(ДЕТИ БЕРУТ ИЗ СУНДУЧКА КАРТИНКУ И ДАРЯТ ПОЛЕ И БОРЕ, СОСТАВЛЯЯ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

 

9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Ребята, давайте мы с вами  отправимся в путешествие. На чем можно путешествовать? …….. Ну, нам, наверное, лучше всего отправиться в путешествие на машине.  А мы   будем ….. А кем мы будем,  отгадайте загадку:

   Все дороги мне знакомы,
 Я в кабине словно дома.

                                                    Мне мигает светофор,
                                                    Знает он, что я - …  (Шофёр)

- Мы, то же будем шоферами. Взяли крепко руль.

- Ой, ребята, нам надо проверить, как у нас закручены колеса. Это очень важно для безопасности. Сейчас мы пройдем в ремонтную мастерскую «Шиномонтаж» и там поупражняемся закручивать болты.  Надо к каждому болту подобрать соответствующую гайку и закрутить до конца.

«Закрути болты»

- Молодцы, вы все очень хорошо справились с заданием.

- Что мы с вами делали сейчас? (МЫ ЗАКРУТИЛИ БОЛТЫ). Теперь нам  нечего   опасаться. Поехали.

«Шофер»

Качу, Качу

Во весь опор.

Я сам мотор.

Я сам шофер.

Бегут по кругу, крутят вооб­ражаемый руль.

Нажимаю

На педаль,

И машина

Мчится вдаль.

Останавливаются, нажима­ют на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу в противоположную сторо­ну.

 

 

10. Буквы П  - Б.

- Сейчас, я предлагаю вам нарисовать портреты  букв  Б и П. А сделаем мы это, необычным способом. Рисовать мы   будем  портреты на манке.  

- На письме звук  [П]  обозначается буквой П. СЛАЙД

На хоккее, на футболе,

Буква П ворота в поле.

ДЕТИ ПРОРИСОВЫВАЮТ БУКВУ П.

- Пишем букву сверху вниз – длинная палочка, короткая,  затем опять длинная.  

- Напишите пальцем букву П в тарелке с манкой.

- Звук  [Б]    обозначается буквой Б. СЛАЙД

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

- Напишите пальцем букву Б в тарелке с манкой.

ДЕТИ ПРОПИСЫВАЮТ БУКВУ Б.

 

11. Чтение слогов.

-Посмотрите, ребята  по небу плывут необычные облака. Прочитайте слоги со звуком [Б]. СЛАЙД

ДЕТИ ЧИТАЮТ.

- А здесь шарики воздушные, ветерку послушные со  звуком  [П]. СЛАЙД

ДЕТИ ЧИТАЮТ.

12. Чтение слов.

-   Буквы  бегали,  как белки.

    И играли все в горелки.

    Завертелись, закружились.

    В одном месте очутились. 

- Наши буквы очутились в снежинках. Кто может прочитать слова, которые получились?

СЛАЙД

 

13.Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Какие это звуки?

 

14. Оценка деятельности детей.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо  играли со звуками П и Б, старались, отвечали на вопросы, читали.

- А вам – если понравилось,  улыбнитесь, если не очень понравилось, то огорчитесь.

- Я вижу, что вам  понравилось.  Вам  солнышко дарит солнечные приветики.  Они вам будут улыбаться, и дарить тепло и доброту.