УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.
Капусту выкапываем из земли.
Морковь не едят сырой.
Когда люди режут свеклу, то всегда плачут.
Картошку можно жарить.
У редиски большая косточка.
Огурец – сочный фрукт.
Кабачок – самый маленький овощ.
Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.
Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
- Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба: руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.
- Просьба: встань.
- Попрыгай на одной ноге.
- Просьба: покружись.
- Просьба: похлопай в ладоши.
- Опусти руки.
- Просьба: топни левой ногой.
- Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.
Отгадай загадки – обманки.
Когда луч солнечный потух,
В лесу завыл большой… (петух?)
В работе он помощник наш
Всем дозвонится… (карандаш?)
На животе висит карман,
В нем дочку носит… (пеликан?)
Собирает с грядок внук
Сто стручков зеленый… (лук?)
Он зовется царь зверей,
Потому что… (воробей?)
Серый шарик только тронь,
Всех уколет тихий…(конь?)
В огороде до сих пор
Под землею…(помидор?)
Ему бананы рвать не лень,
Свой хобот вытянул… (олень?)
По лесу идем, в лукошки
Наберем одной… (картошки?)
Друга лучше не найдешь,
Лает громко верный… (еж?)
Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
Свинья летает.
Рыба бежит к морю.
Петух кукарекает.
Муравей тащит бревно.
Носорог залез в нору.
Соловей ловит медведя.
Мама младше дочки.
Дедушка старше внука.
В холодильнике жарятся котлеты.
У кукушки вывелись котята.
Мальчики играют в баскетбол.
Пингвин ударил леопарда своим рогом и пр.
Найди и объясни ошибки в шуточных стихах.
К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Кошки и вороны,
Тигры, макароны.
К нам пришли зверята:
Белочки, ежата,
Утюги, моржи,
Голуби, стрижи.
К нам пришли зверята:
Цапли, жеребята,
Волки, лисы, утки
И… спасибо шутке!
К нам пришли зверята:
Окуни, ягнята,
Лоси и кукушки,
Пироги и плюшки.
Выбери из трех объектов один лишний. Объясни ход рассуждений.
ГЛАЗА |
НОС |
БРОВИ |
СТОЛ |
ПОЛКА |
СТУЛ |
СКОВОРОДА |
БЛЮДЦЕ |
КАСТРЮЛЯ |
СЛИВА |
ПЕРСИК |
ГРУША |
ПРОСТЫНЯ |
ПОДОДЕЯЛЬНИК |
НАВОЛОЧКА |
НОЧНИК |
ТОРШЕР |
СВЕЧА |
АВТОБУС |
ТРОЛЛЕЙБУС |
ТРАМВАЙ |
ОГУРЕЦ |
МОРКОВЬ |
СВЕКЛА |
ЮБКА |
БРЮКИ |
ШОРТЫ |
КОРОВА |
СВИНЬЯ |
КОЗА |
УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ
Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что новым бывает…
Каждый знает, что легким бывает…
Каждый знает, что круглым бывает…
Каждый знает, огромным бывает…
Каждый знает, красивым бывает…
Каждый знает, тяжелым бывает…
Каждый знает, глубоким бывает…
Каждый знает, полезным бывает…
Назови слово с противоположным значением, т.е. слово-противник.
Не друг, а… |
Не шершавый, а… |
Не зажигать, а… |
Не рассвет, а… |
Не высокий, а… |
Не ловить, а… |
Не холод, а… |
Не бедный, а… |
Не отнимать, а… |
Не сахар, а… |
Не сухой, а… |
Не придвигать, а… |
Не подъем, а… |
Не пушистый, а… |
Не кричать, а… |
Не конец, а… |
Не длинный, а… |
Не спрашивать, а… |
Не верх, а… |
Не добрый, а… |
Не ссориться, а… |
Не беда, а… |
Не мелкий, а… |
Не ломать, а… |
Не яма, а… |
Не грустный, а… |
Не ругать, а… |
Не вход, а… |
Не узкий, а… |
Не плакать, а… |
|
Не знаменитый, а… |
Не отдыхать, а… |
|
Не уродливый, а… |
|
Помоги Незнайке закончить свою мысль.
- Такой же пушистый, как…
- Такой же веселый, как…
- Такой же колючий, как…
- Такой же хитрый, как…
- Такой же смелый, как…
- Такой же добрый, как…
- Такой же шершавый, как…
- Такой же голубой, как…
- Такой же толстый, как…
- Такой же шустрый, как…
- Такой же высокий, как…
- Такой же ровный, как…
- Такой же светлый, как…
- Такой же гладкий, как…
- Такой же блестящий, как…
- Такой же сильный, как…
- Такой же быстрый, как…
Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужные слова.
Считай количество слов, загибая пальцы.
- Я знаю 5 молочных продуктов…
- Я знаю 5 крупных птиц…
- Я знаю 5 лиственных деревьев…
- Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
- Я знаю 5 головных уборов…
- Я знаю 5 мелких животных…
- Я знаю 5 музыкальных инструментов…
- Я знаю 5 видов спорта…
- Я знаю 5 летающих насекомых…
- Я знаю 5 животных севера…
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО
ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
слон – волк – жук - кот,
утка – лебедь – ворона – воробей,
вишня – слива – ананас – арбуз,
кит – дельфин – щука – ерш,
океан – пруд – море – лужа,
трасса – дорога – тропинка – шоссе.
Запомни предметы, разложенные на столе
(бумага, стакан с водой, чашка, ложка, картон, ножницы, книга, вилка).
Повернись к столу спиной.
Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать.
- Мять бумагу.
- Переливать воду.
- Стучать ложкой по чашке.
- Резать картон ножницами.
- Стучать вилкой о ложку.
- Рвать бумагу.
Послушай и повтори ритм, который я буду отхлопывать.
Повторяй за мной не глядя, только по слуху.
Ритмический рисунок (Х – хлопок)
Х _ Х
ХХ _ Х
Х _ ХХ
ХХ _ ХХ
ХХХ _ ХХ
ХХ _ ХХХ
Х _ ХХ _ ХХ
ХХ _ Х _ ХХ
Назови слово правильно.
Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот.
Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета.
Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди.
Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин.
Покажи, как одни и те же звуки можно произнести по-разному.
МЯУ
- Громко (кот рядом).
- Тихо (кот далеко).
- Высоким голосом ( маленький котенок).
- Низким голосом (старый кот).
- Хриплым голосом (кот простудился).
МУ
- Громко (корова близко).
- Тихо (корова далеко).
- Высоким голосом (теленок мычит).
- Низким голосом (бык мычит).
- Грозным голосом (бык сердится).